Искусство. Аполлон и Дафна (Apollo and Daphne) — и коллекция эстетических картин на их тему!
Дафна (Δάφνη, «лавр») — в греческой мифологии прекрасная нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона), дала слово сохранить целомудрие и оставаться безбрачной.
Миф об Аполлоне и Дафне
Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем, — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево.
Только скончала мольбу, —
цепенеют тягостно члены,
Нежная девичья грудь корой
окружается тонкой,
Волосы — в зелень листвы
превращаются, руки же —
в ветви;
Резвая раньше нога становится
медленным корнем,
Скрыто листвою лицо, —
красота лишь одна остаётся.
(Овидий)
Лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. В связи с этим лавровый венок стал символом триумфа.
О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn. II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
НИМФЫ — в греческой мифологии божества природы, её живительных и плодоносных сил. Различают нимф рек, морей, источников (водные нимфы: океаниды, нереиды, наяды), озёр и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады — нимфы ясеня).
«От браков нимф с богами (Зевс и Фетида, Зевс и Эгина) рождаются герои. Нимфы обитают вдали от Олимпа, но по приказу Зевса призываются во дворец отца богов и людей (Hom. Il. XX 4—12).
Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти (напр., Мента — возлюбленная Аида). Они врачуют и исцеляют (Paus. VI 22, 7), предсказывают будущее (IX 3, 9). На месте дельфийского оракула был оракул Геи, а затем Дафны — одной из горных нимф (X 5, 5).
Святилища нимф находились в пещерах и гротах, рощах и лесах. Гомеровское описание пещеры нимф на Итаке (Hom. Od. XIII 102—112) получило символическое толкование как средоточие космических сил у философа Порфирия в трактате «О пещере нимф».
Изображались в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек.»
(А.А. Тахо-Годи).
*