Что такое «послеродовая депрессия», как ее распознать и преодолеть

Автор этого материала Ксения Красильникова не понаслышке знает, что это такое: через неделю после выписки из роддома она размышляла, не прыгнуть ли ей с балкона.  Ксении удалось справиться с психологическими проблемами, но путь к выздоровлению был непростым. Осмыслив этот опыт, она написала книгу «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию» — чтобы помочь таким же, как она. SPLETNIK.RU попросил Ксению рассказать об этой книге.

Первые симптомы депрессии, похоже, пришли ко мне еще в роддоме, хотя в тот момент я не понимала, что происходит. Помню безотчетный гнев, который я направила на мужа, постоянное желание плакать и трудности со сном. Я была уверена, что когда мы с сыном окажемся дома, все наладится.

Этого не произошло — дома стало хуже. Я понимала, что совсем не люблю ребенка, испытывала жуткую смесь тревоги, тоски и безысходности, все время плакала и задавала себе и мужу вопрос: «Зачем мы это сделали?!».

Потом к этим симптомам добавились неспособность уснуть и полное отсутствие аппетита. А потом закралась мысль, что хорошо бы сейчас сигануть с балкона.

Несмотря на ужасный опыт послеродовой депрессии, мне повезло во всех смыслах: меня поддерживали родственники и друзья, никто ни на секунду не усомнился в том, что мне нужна помощь, и я быстро оказалась в руках специалистов. Меня лечили в психиатрической клинике, где я пролежала несколько месяцев.

Медикаменты я принимала в общей сложности полтора года. Это было непросто, но я счастлива, что выбралась. Быть в ремиссии — изумительно. Я мама своему сыну, я забочусь о себе и о нем, я раскачиваю тему послеродовой депрессии, чтобы как можно больше людей узнали, что это такое и что женщинам в этом страшном состоянии можно помочь!

Я бы очень хотела, чтобы женщины, которые поняли, что после родов что-то идет не так, обращались за помощью. Психотерапевтическая и психиатрическая поддержка — это не клеймо на всю жизнь, это нормально и нужно. Нельзя игнорировать открытый перелом — и депрессию игнорировать тоже нельзя, тем более что она вполне может оказаться опаснее перелома.

Еще будучи пациенткой психиатрического стационара, я начала изучать вопрос: три года назад в России о ментальном здоровье матерей говорили еще меньше, чем сейчас.

О нем не знают в женских консультациях, не в курсе педиатры и медсестры, молчат медиа, а общественность осуждает, никто не проверяет психическое состояние новоиспеченной матери, не издает книг по теме, не снимает передач на телевидении и не делает многого другого, что могло бы помочь тем женщинам, которые прямо сейчас в ужасе и не знают, что с ними. А главное, не знают, что это поддается лечению.

Я поняла, что 15—20 процентов женщин — это очень много, но вряд ли все они могут себе помочь в такой ситуации. Я занялась просвещением: вместе с экспертами написала книгу «Не просто устала. Как распознать и преодолеть послеродовую депрессию».

Депрессии не важно, в чью дверь постучаться. Да, существуют определенные факторы риска: если у кого-то в семье уже случалась депрессия, были сложные жизненные обстоятельства во время беременности и после родов, отсутствие поддержки, алкогольная зависимость, множество психологических предпосылок.

Но иногда с расстройством сталкивается женщина, у которой нет ничего из вышеперечисленного. И, конечно, это случается с теми, кто по нашим меркам вполне благополучен и успешен.

Симптомы

Плаксивость без видимых причин

Актриса Брук Шилдс, которая одной из первых стала публично обсуждать свою послеродовую депрессию, написала об этом периоде книгу «И хлынул дождь. Мое путешествие через послеродовую депрессию». Книга вышла в 2005 году и начиналась так: «Жила-была девочка, которая мечтала стать матерью.

Больше всего на свете она хотела, чтобы у нее был ребенок. <…> В один прекрасный день она наконец забеременела. Это привело ее в полный восторг. Беременность прошла совсем легко, и у нее родилась самая лучшая дочка на свете. Но вместо того чтобы почувствовать облегчение и радость, она могла только плакать».

Нарушение сна и аппетита

Усталость и отсутствие энергии, которая не восполняется, даже если вам удалось поспать в течение долгого времени

Крисси Тейген, в апреле 2016 года впервые ставшая мамой, рассказала в эссе для глянцевого журнала о своем опыте:

Выбраться из кровати и прийти вовремя — это было для меня непосильной задачей. Нижняя часть спины, плечи, запястья болели. Аппетит пропал. Я могла два дня даже не перекусывать, а ведь обычно уделяю питанию особое внимание. Когда не нужно было идти в студию, в этот день могла вообще не выходить из дома. Удивлялась, почему люди приходили мокрыми, неужели шел дождь?! Откуда мне было знать! Большинство дней я проводила на диване, не имея сил подняться по лестнице в кровать. Иногда Джон спал рядом со мной на диване четыре ночи подряд. Удобные домашние вещи я стала оставлять в кладовой, чтобы не подниматься за ними по лестнице, когда Джон уходил на работу. Было много спонтанных слез.

Чувство вины

Актриса Хайден Панеттьери, тоже столкнувшаяся с послеродовой депрессией, в интервью Entertainment Tonight говорила: «Это одно из самых изнурительных и страшных переживаний в жизни. Я не думала причинить вред своему ребенку, но мое состояние было ужасным, меня постоянно терзало чувство вины. Если кто-то думает, что послеродовая депрессия — это блажь и выдумка, он сумасшедший».

Грусть, пустота, потрясение

Певица Адель, пережившая послеродовую депрессию в 2012 году, в интервью журналу Vanity Fair признавалась: «Иногда я сожалела о рождении сына и думала, что приняла худшее решение в жизни. Я ненавидела все, что со мной происходит».

Неспособность получать удовольствие от того, что раньше было в радость

Аланис Мориссетт тоже через это прошла: «Я просыпалась и чувствовала, будто нахожусь в зыбучих песках. Я распознала депрессию, потому что она была у меня и раньше. Выбираться из нее мне всегда помогало творчество, ощущение связи с моей аудиторией. Однако в этот раз не помогло ни творчество, ни текила…».

Сложности с концентрацией внимания, запоминанием, принятием решений

Невооруженным глазом депрессию не разглядишь. И когда это происходит с тобой, невыносимо доказывать каждому, что ты не выдумала свою боль, что это по-настоящему серьезный диагноз и тебе действительно нужна помощь.

В ночь, когда мы вернулись домой из больницы, я почувствовала первый приступ тревоги. Я считала, что не справилась с родами как мать и подвела собственного ребенка. Мое сердце колотилось, живот болел, мне казалось, что я умираю.

—поделилась в одном из своих интервью Алисса Милано.

Почему я написала эту книгу

Моя близкая подруга сказала, что люди должны об этом знать, что стыдно замалчивать эту тему и осуждать женщин, столкнувшихся с депрессией или другими расстройствами после родов.

Она была права: когда я в своем непростом состоянии пыталась гуглить что-то по теме, то получала море противоречивой информации и не понимала, правда ли это происходит со мной.

Я захотела, чтобы как можно больше женщин в России были предупреждены и знали, что они прекрасные мамы, как бы ни менялось их состояние после родов. Мне важно было сказать, что выход есть, ведь я его нашла, как нашли его тысячи женщин по всему миру. На это потребовались время и силы, но кто-то другой может пройти этот путь быстрее и проще.

Что делать

Если вы подозреваете у себя послеродовую депрессию, не паникуйте. Главное, что нужно знать: это расстройство поддается лечению. И чем раньше вы его начнете, тем скорее пойдете на поправку.

Добиться существенного улучшения состояния самостоятельно при послеродовой депрессии очень трудно. Если вы не лечите расстройство, оно может длиться месяцы и даже годы.

Послеродовую депрессию, как правило, лечат с помощью психотерапевтических консультаций и медикаментов. В редких случаях матери нужна госпитализация, как была нужна мне, когда меня без конца одолевали суицидальные мысли.

Есть еще несколько советов: общайтесь с друзьями и со своей семьей, объясняйте свое состояние и ставьте им конкретные задачи — «помоги с уборкой, пожалуйста, ты не мог бы сварить суп, мне очень поможет, если ты мне дашь сейчас полчаса просто полежать в ванной, ты не могла бы забрать ребенка на прогулку, я попробую поспать пару часов». В состоянии депрессии очень хочется, наоборот, замкнуться и спрятаться от всего мира, но именно это подталкивает все ближе и ближе к яме.

Ну и главное: знайте, что вы делаете все, что можете в своем положении, и вы ни в чем не виноваты.

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments