10 знаков препинания: Советы по правильному использованию
10 знаков препинания на службе копирайтинга. Как не скатиться в трэш
Как известно, в русском языке существует 10 основных знаков препинания. Каждый из них важен, нужен и полезен. К сожалению, это понимают не все авторы. Редко, крайне редко приходится видеть в материалах торжество и обилие грамотной речи. Как правило, все ограничивается точками, запятыми и восклицательными знаками.
Сегодня я расскажу о том, как правильно использовать каждый из основных знаков препинания и как этого делать не нужно. Если раньше какой-то из знаков был просто рисунком на вашей клавиатуре, то после этой заметки, надеюсь, кое-что изменится.
Советы по правильному использованию знаков препинания
Точка.
Король знаков, используется повсеместно. Главная проблема в разрезе «копирайтер и точка» заключается в том, что точек бывает либо слишком много, либо слишком мало. Поясню.
Когда точек слишком много, текст напоминает пулеметные выстрелы. Короткие предложения – чудесны, но когда текст состоит только из коротких предложений (боязнь новичков напортачить с пунктуацией), текст выглядит убого.
Когда точек слишком мало, это еще хуже. Огромные простыни текстов с предложениями-гигантами. Пока дойдешь до концовки, забудешь начало. Это тоже болезнь многих начинающих авторов. Упиваясь даром повелевать буквами, копирайтеры скатываются в словесный понос.
Если вы пишете не роман в духе Толстого, а текст для web или рекламы, не позволяйте себе слишком затянутых предложений, равно как и череды куцых односложных. Идеально – рваная ритмика текста. Чередование длинных, коротких и средних предложений. Прочитайте по ссылке, пригодится.
Запятая.
Самый часто встречающийся знак препинания. С запятыми все крайне просто – они должны быть. Желательно, в правильных местах. Нет ничего унылее и безобразнее текста, где запятые щедро рассыпаны просто по наитию. Без правил, лишь от доброты душевной.
Так делать не нужно. Если запятые для вас – темный лес, срочно начинайте изучать практическую часть.
Точка с запятой.
Зверь в наших краях крайне редкий. Как говорил господин Чехов «Если запятой мало, а точки много, нужно ставить точку с запятой». Лучше и не выскажешься.
Используется для отделения однородных членов предложения и сложных предложений. В теории. На практике же – не используется практически нигде. Не пренебрегайте точкой с запятой. Если вы хотите усилить текст и знаете правила использования этого знака, смело его используйте.
Ах, да, точка с запятой используется еще и при оформлении списков. Например:
- Создали хороший список;
- Поставили в него точки с запятыми;
- Последнее предложение – просто обозначили точкой.
Многоточие. Знак, передающий недоговоренность, недосказанность.
Самый, наверное, измученный копирайтерами знак препинания после знака восклицательного. Чтобы добавить тексту таинственности и интриги, копирайтеры ставят многоточие где угодно … .
По моим собственным наблюдениям, многоточие в информационных и продающих текстах не нужно практически совсем. Лишнее оно там. Исключение – какие-то эмоциональные материалы, где многоточие и вправду сработает. Но боже вас упаси пихать по несколько многоточий в один текст. Это будет уже не работа профессионала, а дневник девочки-подростка.
Двоеточие. Знак, который обозначает, что дальше будут что-то объяснять или перечислять.
После тире – мой самый любимый знак.
Двоеточие как бы отделяет одну часть предложения от другой, настраивает читателя на новый этап. Если с помощью обычных запятых идет простое перечисление, то двоеточие работает иначе: оно буквально разрезает предложение на две части и дает подготовиться. Да и перечисления после двоеточий смотрятся интересней. Использовать, как и тире, можно часто, текст от этого не страдает.
Обожаю двоеточия.
Тире.
Знак неожиданности, резкого пояснения, быстрого решения. Тире идеально подходит для коммерческих текстов, экономя время, эмоции и пространство. Писать – классно. Покупайте – выгодней не будет. Я использую тире в каждом своем тексте. Обычно – по несколько раз. Особенность этого знака в том, что он не надоедает.
Если вы будете вставлять в каждое предложение восклицательный знак или многоточие – это будет раздражать. Тире же можно ставить сколько угодно. Чудесное решение для тех, кто хочет дополнительно ускорить и усилить материал.
Кавычки.
Знак всем известный и нужный. Наиболее частая ошибка авторов – взятие в кавычки иностранных названий. Напомню, что в кавычки нужно брать только русскоязычные названия, например, компания «Космос». Если же речь идет об Apple или Nokia, то кавычки не нужны.
В остальных случаях использование кавычек строго регламентировано законодательством: прямая речь, цитаты, слова в необычном значении, названия (русскоязычные).
Скобки.
Используются для выделения вставных предложений или, если говорить простым языком, создают государство в государстве. Скобки – это возможность в рамках одного целостного предложения использовать какой-то пояснительный кусок текста, к этому предложению прямо не относящийся.
Скобки неплохо работают в коммерческих текстах (это я говорю вам точно), но важно помнить о том, что всякое излишество вредит материалу. Когда нужно уйти в сторону или что-то прокомментировать, смело используйте скобки. Хороший знак, если с ним не перебарщивать.
Вопросительный знак.
Для продающих текстов – отличная находка. Позволяет создавать блоки вопросов или работать в связке «вопрос- ответ». В отличие от восклицательных знаков, вопросы могут запросто идти чередой, от этого текст, при умелом подходе, только выиграет.
Например:
Вы хоть раз заводили машину в сильные морозы? Вы тоже проклинали судьбу в эти минуты? А знаете, как можно завести машину за 5 секунд даже в самый лютый мороз? А мы знаем!
Или:
Есть проблема? У нас есть решение!
Хотите бесплатно? Можно и бесплатно!
Восклицательный знак.
Самый переоцененный и самый затасканный знак препинания. Главная проблема восклицательного знака в том, что 90% авторов вовсе не понимают его роли. Восклицательный знак – это как встретить панду в дикой природе или поймать в Байкале осетра. Это редкое явление в любом тексте. Специя, которую подают на кончике ножа.
Увы, многие авторы щедро заменяют недостаток личных эмоций этим знаком. Вот и получаются жуткие опусы с тройными (!) восклицательными знаками и одинарными, но напиханными в каждом предложении. Писать так – преступление перед копирайтингом.
Я часто вовсе не ставлю восклицательных знаков, а если и ставлю, то только одну штуку на текст. Не более, иначе уже начнется какой-то ненормальный восторг. Не пытайтесь заменять эмоции восклицаниями, выходит глупо и пошло.
Вот и все, друзья. Добра вам!