История вещей: зеркало-псише, сюзюлевый цвет, нессесеры и другие…
Зеркало-псише
В конце XVIII века из Пруссии в Санкт-Петербург прибыл Генрих-Даниэль Гамбс — мастер мебельных дел.
В России появилась невиданная доселе мебель, в том числе особой конструкции зеркало-псише (от фр. psyche – душа).
Прямоугольной или овальной формы, оно было установлено на вертикальных опорах и могло менять угол наклона благодаря специальным стержням и шарнирам.⠀
Это устройство помогало даме рассмотреть свой наряд со всех сторон. ⠀
Самые первые зеркала-псише появились во Франции, и они были настольными. Позднее появились псише в полный человеческий рост.
Гамбс стал получать регулярные заказы от венценосного семейства и русской аристократии. ⠀
В 1810 году Александр I пожаловал Гамбсу звание поставщика императорского двора.
Источник: provence_vdecore
*****
«Сюзюлёвый» цвет
Название происходит из устаревшего термина иностранных преподавателей первых русских художников, и означает он «зеленоватый», или имеющий отношение к зелёному.
Сузелень — так называли на новгородчине недозревший на корню хлеб, который был к этому времени блекло-зелёным разных оттенков, с примесью коричневато-жёлтого.
Это слово состоит из приставки су (с) и слова зелень или любая трава. Например, сумерки — это не ночной мрак, но время уже после заката или перед рассветом.
Сурепка, суглинок, сушеф… Отсюда же — слово «сузелёный», которое иностранные художники-преподаватели исказили в «сюзюлёвый».
С тех пор термином «сюзюлёвый» называют все блеклые оттенки грязно-серых цветов: и маренго, и беж, и «пепел розы» — в зависимости от того, какой цвет добавили к бледно-серому.
Современные художники — и живописцы, и акварелисты — обожают этот цвет и используют его как фон. Если вы услышите от художника «сложный серый», «никакой», — это и есть сюзюлёвый.
Такой, знаете, цвет застиранной тряпки непонятного какого изначального цвета.
Разнообразие оттенков серого в текстильном производстве минувших веков поражает. Там мы найдем десятки названий, передающих все причуды моды. Часть их сохранилась в современном языке, но большая часть исчезла безвозвратно.
Крамской И.Н. За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника 1867–1869 (Государственная Третьяковская галерея). Платье у Софьи Николаевны сюзюлёвого цвета на этой картинке…
Источник: ШЕЙ_ПОРИ
*****
Три несессера для путешествий 18-19 веков
French silver-gilt travel necessaire on its mahogany case, Paris, 1787-1788
Французский дорожный набор для холостяка: супница, тарелка, кофейник Клод-Исаак Бургуэн, шоколадница, приборы столовые, две чайные ложки и щипчики для сахара, все с гравировкой armorials.
Все это в сундучке из красного дерева, на крышке вставка с латунной табличкой и гравировкой на ней.
Nécessaire de voyage en vermeil et porcelaine dans son écrin par Gustave Keller, Paris, vers 1900
Дорожный ларец Гюстава Келлера, Париж, 1900
Кофеварка, дорожная плитка, чайник, сахарница, молочник, две чайные ложки, щипцы для сахара, а также две чашки и два блюдца из белого фарфора с рисунком, поднос овальный из красного дерева с позолоченным серебром по краям и позолоченной монограммой посередине.
French silver-gilt and cut-glass necessaire de voyage, Pierre Leplain, Paris, 1809-1819
Дорожный несессер, в состав которого входят:
шоколадница, подсвечники, чайник, молочник, ситечко для чая, 2 столовые вилки, 2 столовые ложки, 2 чайные ложки, 2 десертные ножи и 2 сырных ножа с перламутровыми ручками,
13 флаконов из нарезанного стекла и чайницы caddy с серебристо-позолоченными крышками, 2 фарфоровые чашки и блюдца, 29 швейные и туалетные принадлежности из золота, перламутра и стали;
чернильница, маникюрный набор, зеркало с серебряной мольберт-опорой и футляр в кремовом бархатистом корпусе из латуни.
*