Психолог Стив Тейлор рассказывает, почему с возрастом люди часто становятся более духовными и знают о жизни то, что недоступно молодым.
Несколько месяцев назад я закончил исследование, связанное с целями. Мы определили семь типов целей:
- отсутствие цели;
- выживание;
- религиозная цель;
- накопление денег или приобретение статуса и власти;
- альтруистическая (идеалистическая);
- духовное и творческое развитие;
- трансперсональная (служение духовной цели).
Нам удалось прийти к интересным выводам. Так, оказалось, что значимость денег, статуса и власти с возрастом снижается, а трансперсональные цели, напротив, становятся более актуальными. В старшей возрастной группе (65+) люди чаще ставят перед собой духовные цели по сравнению с младшей группой (18-30 лет). Примечательно и то, что женщины более ориентированы на трансперсональные цели, чем мужчины.
Мы также обнаружили связь между типами целей и уровнем счастья. Испытуемые, у которых нет четких целей, и те, кто заботится только о выживании, менее счастливы, чем те, кто стремится к саморазвитию, помощи другим и служению духовным целям. Те, кто ставит во главу угла трансперсональные цели, чаще других говорят, что довольны жизнью.
Почему цели меняются с возрастом?
В чем причина того, что с возрастом люди больше тяготеют к трансперсональным целям? Неужели к старости мы становимся более духовными?
С этим согласен шведский психолог Ларс Торнстэм: он полагает, что старение — процесс духовного развития. Его исследования показали, что после 65 лет около 20% людей (чаще женщины) обретают «космическую трансцендентность», то есть ощущают связь с вселенной и способны устанавливать связь с людьми, которые физически находятся за много километров от них.
Духовные традиции, от буддизма до суфизма и даосизма, учат не придавать значения внешности, материальным вещам и славе
Мне кажется, это происходит потому, что с возрастом мы избавляемся от многих психологических связей и в меньшей степени зависим от внешних факторов. Нас больше заботят внутренний баланс и ощущение благополучия. Мы уже не зависим от будущего, внешности, финансовой состоятельности и успешности. Отчасти это случается потому, что мы движемся к завершению карьеры (или уже ее завершили) и к смерти.
Подобное «отпускание» — один из признаков духовного развития. Духовные традиции, от буддизма до суфизма и даосизма, учат не придавать значения внешности, материальным вещам, амбициям и славе. Намного важнее найти естественный источник благополучия внутри себя, который не будет зависеть от событий во внешнем мире.
Важность принятия
Получается, что старение может стать процессом духовного развития. Но так происходит не всегда. Многие пожилые люди цепляются за прежние связи, переживают из-за того, что их внешность и образ жизни изменились, и боятся потерять все, что так долго копили (достижения, вещи, статус). Вместо трансцендентности они испытывают разочарование и беспокойство.
Как заметил знаменитый психолог Эрик Эриксон, в старости есть два пути — целостность эго или отчаяние, то есть мудрость и принятие или горечь и негодование.
На мой взгляд, ключевой элемент — принятие. Даже болезнь, тяжелая утрата и глубокая депрессия могут дать толчок к личностной трансформации, если человек сумеет их принять и отпустить то, что было раньше. Только так он сможет развиваться духовно и стать счастливее.
Об авторе: Стив Тейлор (Steve Taylor) — психолог, автор книги «Осень, время пробуждения»