История китайской живописи уходит корнями в глубокую древность. Считается, что ей несколько тысяч лет. Но официальный отсчет начинается с III века н.э. Основные каноны были заложены в V-VI в. н.э.
Позже от Китая стиль живописи переняли соседние страны — Япония и Корея. Так что китайская живопись гохуа и ее производные — это богатая целостная система и альтернатива западному искусству.
Гохуа переводится как «живопись страны», «национальная живопись» Этот термин был введен в XIX веке, чтобы противопоставить китайские традиции западному искусству.
Живопись гохуа подразделяется на стили сеи и гунби. Сеи — свободный стиль. Художник рисует быстро и «из головы». В этом стиле очень важна правильная энергия ци, которая наполняет работу.
Стиль гунби — декоративный, напоминает европейские акварельные лессировки. Это послойное заполнение контуров прозрачными слоями краски. До получения реалистичных объемов и множества тонов.
Еще один стиль могуфа встречается реже. Он близок к стилю гунби, но без контуров.
Японцы взяли за основу стиль сеи и преобразовали его в собственный стиль суми-э, что переводится как «живопись тушью». Живопись суми-э тесно связана с дзен-буддизмом.
Ее особенность — большое количество свободных пространств, простота. Японские художники стараются уловить суть предмета.
На Европейское искусство повлияло искусство античности и христианство, где человек считался подобием божьим. Идеал художники искали в красоте человеческого тела.
Восточные художники черпали вдохновение у природы. Вершина мастерства — это пейзаж. Высшее мастерство китайского художника — многометровая работа, сложенная в рулон.
Китайские пейзажи не рисовались с натуры. В основе живописи сеи лежат «ключи» — правила изображения каждого элемента. Например, камня, ветки или листа.
Чем большим количеством ключей владеет художник, тем более масштабные работы он может создавать. Объем работы — это объем знаний художника.
Эти пейзажи рисуются «залпом», без наброска!
Для европейских художников важно самовыражение. Для восточных художников важно уйти от своего «эго».
В традициях Востока большее внимание уделяли роли учителя и ученика. В традиционном обучении ученик копировал работы мастера годами. И только потом получал печать — право на авторские произведения.
Печати в восточной живописи как и каллиграфические надписи — важная часть композиции. Художник может поставить несколько печатей — именную, печати с символическими надписями.
Расстановка печатей — особое искусство.
Сегодня на Западе и в России нам сложно учиться традиционной восточной живописи. Весь наш ум заточен под западное восприятие мира. Нужно потратить годы на обучение и практику, чтобы создавать серьезные работы. Но приобщиться к основам и попробовать может каждый.
Тем более,что открылось много онлайн-школ. Ощутить очарование гохуа или суми-э можно и через такие уроки. Эти школы объединили многих преподавателей по восточной живописи и каллиграфии. Но важно смотреть профессионализм каждого учителя.
Какой стиль восточной живописи вам понравился больше?