Викторианская эпоха: нижнее белье, аксессуары, детская одежда, траурная мода

Женский мир

Нижнее белье

Во второй половине XIX века костюм представительницы среднего и высшего классов отличался многослойностью и обилием предметов нижнего белья. К концу XIX века бельевой комплект прилично одетой дамы мог весить до 2,5 кг и включал в себя:

  • Панталоны — нательные «штаны» длиной до колен или чуть выше, штанины которых не были сшиты между собой, оставляя шаговый шов (т.е. зону промежности) открытым. Половинки соединялись на талии сзади при помощи завязок или пуговиц, верх панталон прижимался к телу женщины корсетом. Раздельный крой штанин, таким образом, не мешал отправлению естественных потребностей и не требовал снятия корсета.
  • Сорочка представляла собой льняное или хлопковое платье без рукавов или с короткими рукавами, нередко украшалась вышивкой и кружевом. Сорочка надевалась под корсет и защищала кожу от натирания.
  • Корсет — необходимый элемент женского костюма XIX века, служащий для придания телу привлекательных очертаний. Корсет плотно охватывал тело женщины от груди до таза, подчеркивая и формируя талию. Корсет имел в своей конструкции специальные твердые планшетки из металла или китового уса и застегивался на спине или спереди при помощи шнуровки или крючков. Чаще всего корсеты изготавливались из хлопка или льна преимущественно светлых оттенков, однако существовали черные и цветные корсеты ярких оттенков.
  • Нижняя юбка надевалась поверх корсета, изготавливалась из легкой ткани и украшалась воланами, кружевом и вышивкой. Во второй половине XIX века была популярна юбка с обручами из стали или китового уса.
  • Лиф-чехол — специальный элемент нижнего белья, представляющий собой кофточку без рукавов, надевался непосредственно на корсет. Обычно лиф-чехол был без рукавов, с круглым вырезом, и завязывался в области шеи и талии, иногда его также соединяли с панталонами или короткой нижней юбкой.
  • Кринолин — жесткий куполообразный каркас, придающий платью исключительно пышную форму. В моде кринолин был, пока чего его вытеснил турнюр. Впрочем,  встречались кринолины колоколообразной формы и кринолины, соединенные с турнюром (Crinolette).
  • Турнюр — специальное приспособление в виде небольшого каркаса и подушки, который дамы помещали сзади под подол платья, чтобы придать фигуре специфический силуэт с пышной задней частью в области ягодиц. Турнюр был обязательным элементом платья в 1870—80-е годы. Область турнюра на платье декорировалась обильными складками и драпировками.
  • Корсаж — часть платья, прикрывающая бюст. Корсаж сидел плотно по фигуре и защищал корсет от верхнего платья.

*****

Аксессуары женские

  • Парасоль — зонтик от солнца; по своему внешнему виду напоминал обычный зонт, однако не имел функции не пропускать влагу. Парасоли изготавливались из кружева или тонкой ткани любых расцветок, нередко обильно украшались рюшами, бахромой, лентами и т.д.
  • Веера изготавливались из различных материалов: кружево, ткань, перья, бумага, костяные пластинки и т.д. Бумажные веера с росписью красками или литографиями стали широко доступны с 1840-х годов, когда началось их массовое производство. В середине века в моду входят веера в виде опахала, подражающие восточным — индийским, китайским, японским — мотивам.
  • Перчатки являлись обязательным элементом выходного костюма для соблюдения приличий. «Советы по этикету», изданные в 1837 году, давали рекомендации относительно перчаток как мужчинам, так и женщинам.

В справочниках была информация не только о том, когда следует носить перчатки, но и какие перчатки надевать по определенному поводу. Перчатки без пальцев — митенки — были популярны в 1870-е годы; изготавливались чаще всего из чёрного кружева и по длине могли доходить до середины предплечья или до локтей. Митенки подходили для более торжественных случаев, чем обычные перчатки, например, для похода в театр или на званый ужин.

Перчатки были предпочтительнее днем, а митенки — вечером. С митенками можно было свободно носить кольца, а в то время как обычные перчатки могли дополняться браслетами. Также, перчатки быстро пачкались, поэтому в справочнике «Как одеваться подобно леди на 15 фунтов в год» (1874) городским жительницам была дана рекомендация держать в гардеробе 7 пар лайковых перчаток. Предпочтительные цвета: белые, бежевые и желтые.

В 1850-е годы в моду вошли цветные перчатки, хоть их порою считали вульгарными. В 1854 году рекламировались такие цвета, как гранатовый, Наполеон, смородиновый, оливковый, Аделаида, рубиновый, каштановый, кофейный, миртовый.

  • Сумочки были преимущественно небольшого размера в виде ридикюлей и напоминающих их кошельков на ленте или цепочке. Сумочки и кошельки изготавливались, как правило, из ткани и украшались вышивкой.
  • Шатлен — цепочка для разного рода аксессуаров: часов, кошелька, швейных принадлежностей, ключей и т.д. Шатлены известны с времен Средневековья и оставались в моде и в XIX веке, причем носили их как мужчины, так и женщины. Шатлен в виде держателя для юбок (англ. Victorian skirt lifter) представлял собой зажим на цепочке, который приподнимал и удерживал юбку по мере необходимости. Этот аксессуар был в моде в 1870—90-е годы.
  • Порт-букет — футлярчик для цветов, который крепился к платью или носился в руках. Служили для защиты ткани платья от шипов и пятен, которые могли остаться от живых цветов. Порт-букеты изготавливались из дорогих материалов, украшались драгоценными камнями и жемчугом.
  • Бальная книжка — аксессуар в виде небольшой записной книжки с карандашиком, предназначенных для записи кавалеров на балу. Вошли в моду 1820-е годы и просуществовали до начала XX века. Нередко бальная книжечка представляла собой произведение ювелирного искусства. Изначально страницы «книжек» изготавливались в виде костяных, перламутровых или фарфоровых пластинок, после в середине XIX века стали использоваться картон и бумага, однако переплеты книжечек продолжали украшать золотом, серебром и драгоценными камнями.
  • Шали были в моде в первой половине XIX века до 1870-х. Шали изготавливались из различных тканей; в начале века были популярны шали из мягкой козьей шерсти, в 1840-х украшением гардероба стали ажурные шетландские шали, чуть позже — кашемировые шали из Франции. Также шали изготавливались из шелка, атласа, муслина, газа и кружева.
  • Украшения были обязательной частью практически любого наряда, за исключением периода полного траура. В Викторианскую эпоху женщины носили множество видов ювелирных украшений: ожерелья, кольца, подвески, браслеты, серьги, броши, диадемы и тиары для выходов в свет и т.д. Подбор украшений зависел от выбора наряда, времени и места. В разные периоды викторианской эпохи в моде были: украшения в стиле историзма (неоготика и неоренессанс), украшения с использованием таксидермии, траурные украшения, украшения в шотландском стиле и т.д. В то же время личность самой королевы Виктории оказала воздействие на выбор материалов и форм украшений того времени. Большое значение придавалось символике украшения; например, желудь означал силу и женское здоровье, оленьи рога — лидерство, ящерица и плющ — супружеское счастье, стрела — любовь, голубь — Святой Дух (мир, любовь, чистоту), пряжка — верность и т.д. На рубеже XIX—XX веков популярностью пользуются украшения в египетском стиле и появляется стиль модерн. В XX в. украшения Викторианской эпохи долгие годы были вне моды и ассоциировались с чем-то архаичным, с образами корпулентных матрон в кринолинах.

*****

Детская мода

Детская мода викторианского периода в общих чертах копировала взрослую, но в ней уже не было той громоздкости прошлых веков. В середине викторианской эпохи детская одежда начала появляться в журналах мод и на цветных иллюстрациях самых модных образцов сезона.

Совсем маленькие дети обоих полов от года до 4 — 6 лет носили платьица. Юбка обозначала младенческое состояние мальчика и одним из знаменательных событий его жизни был день, когда он впервые надевал штаны, становясь, таким образом, «взрослым». Считалось, что пока мальчики находились на попечении матери, они были одеты в платья, но как только они переходили на попечение мужчин — отца или учителя, они надевали брюки. В платьях для мальчиков не было декольте, а застежка чаще всего была спереди, что у девочек встречалось редко. Практика одевать маленьких мальчиков в платьица постепенно сошла на нет в начале XX века.

Моду на траур в викторианской Англии чрезвычайно популяризировала королева Виктория, носившая траур по рано умершему супругу до конца своей жизни. Траур диктовал свою моду в одежде. В первую очередь требования были к материалу, из которого шилась одежда и, конечно, к цвету.

Период строгого траура, когда разрешались только черные цвета, зависел от степени родства и мог длиться от нескольких месяцев до года. В течение года с момента смерти супруга вдова обязана была носить одежду исключительно чёрного цвета, сшитую из бомбазина и отделанную крепом.

После года «черного бомбазина», платья позволялось шить из любой материи, кроме шелка.

Наконец, спустя два года после смерти мужа, разрешалось разбавлять чёрный цвет белым, лиловым, серым и пурпурным. В случае смерти ребенка, родителя, брата или других родственников траур был менее продолжительным. К мужчинам общественность была не так строга: достаточно было полгода носить на рукаве чёрную повязку.

Обязательными для женщины были головные уборы — обычно это были вдовьи чепцы или шляпки с вуалью. Также использовали вышитые чёрным платки. В период после строгого траура дозволялось носить специальные траурные украшения. Украшения для периода траура не должны были быть яркими или блестящими, их изготавливали из установленных материалов.

Наиболее популярными были: гагат и его дешевый заменитель — чёрное стекло, гранаты, жемчуг, чёрная и белая эмаль. Распространенным материалом для украшений были волосы покойного, которые сплетались в узор.

Ожерелья, броши, браслеты, кольца очень часто были с гравировкой имени любимого человека или его инициалами, указывались также дата или возраст, в котором наступила смерть.

*****

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments