Развиваем навыки активного слушания

Умение слушать – такой же полезный для общения навык, как умение говорить. Способность слушая – слышать – имеет мало общего с формальными поддакиваниями и разнообразными «угу», которые меняют эмоциональный оттенок в зависимости от ситуации и потому годятся на все случаи жизни.

Слышать собеседника означает понимать его точку зрения, воспринимать его чувства и переживания. Умение слышать не всегда дается от природы: многие из нас гораздо больше любят говорить.

Тренировка соответствующих способностей во много раз повышает качество общения.

Бонусы активного слушания

По-научному умение слышать называется активным слушанием. Слово «активное» может ввести в заблуждение. Не разобравшись в терминологии, можно представить, что активное слушание – это постоянное задавание уточняющих вопросов, провоцирование к дискуссии, одним словом – это слушание, которое предполагает действие.

Это верно, но нужно учесть, что самым главным действием является всестороннее восприятие своего собеседника.

Активно слушая, полезно присматриваться к собеседнику, оценивая его мимику, жесты, реакции. Когда он покраснел, когда его дыхание участилось, когда он скрестил руки на груди, словно защищаясь – все эти нюансы подчас гораздо красноречивее слов.

Активное слушание– это альтернатива следующим разновидностям общения, к которым мы регулярно прибегаем, но эффективность которых вызывает сомнения:

  • Псевдослушание. Это имитация внимания к собеседнику. В этом случае есть контакт глаз, реакции, кивки и прочее. Но восприятие отсутствует. Слушающий глубоко погружен в свои собственные размышления.
  • Агрессивное слушание. Человеку хочется как можно скорее поделиться собственными соображениями, и он вставляет реплики, даже не дослушав фразу собеседника до конца.
  • Избирательное слушание. Этот вид слушания имеет место, если вы то включаетесь в разговор, то выпадаете из него: в зависимости от того, насколько вам интересна беседа в каждый конкретный момент времени. При этом общее впечатление о собеседнике не складывается.

Какими преимуществами обладает активное слушание?

  • Повышается уровень доверия к вам со стороны собеседника.
  • Вы получаете возможность понять чувства и переживания другого человека, а это существенно обогащает общение.
  • Если партнер по беседе чем-то взволнован или обижен, активное слушание с вашей стороны поможет ему «выпустить пар».
  • Вы узнаете людей глубже, понимаете их внутренний мир. Контакт на таком уровне восприятия – это более высокая ступень в личностном развитии.

Принципы и приемы

Если вы твердо решили стать активным слушателем, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Постарайтесь сосредоточиться. Не отвлекайтесь во время беседы на посторонние шумы и прочие раздражители.
  2. Сохраняйте зрительный контакт. Это не значит, что нужно, не мигая, смотреть на собеседника, словно стремясь заглянуть к нему в душу. Такая манера общения наверняка вызовет у второй стороны дискомфорт. Пусть ваш взгляд будет не прикованным к конкретному объекту, но движущимся и свободным. При этом собеседник должен быть в фокусе.
  3. Не перебивайте собеседника. Ошибочно считать, что частые реплики с вашей стороны – это признак внимания. Вступайте в разговор тогда, когда чувствуете, что этим не «перетянете одеяло на себя».
  4. Не договаривайте за собеседника. Например: «Ты знаешь, мне кажется, что мой начальник…» — «Да, он тебя совсем не ценит». Во-первых, додумывая мысль за другого человека, легко ошибиться. Во-вторых, это просто невежливо – ставить точку в предложении, автором которого вы не являетесь.
  5. Сохраняйте доброжелательный настрой. Воздерживайтесь от резких оценочных суждений и замечаний по поводу сказанного.
  6. Используйте прием, который называется «пересказ» (или «парафраз»). Вы повторяете мысль собеседника, чтобы понять, насколько верно вы ее растолковали. Собеседник либо подтверждает адекватность вашего впечатления, либо восполняет пробелы недостающими деталями.
  7. Стройте предложения в утвердительной форме. По форме это будет утверждение, а по сути – ненавязчивый вопрос, подталкивание к тому, чтобы собеседник при желании дополнил свой рассказ новыми подробностями. Например: «У меня сегодня ужасно трудный день». – «У тебя трудный день…». – «Да, с самого утра все не заладилось».

Опыт показывает: будучи внимательным слушателем, вы воспитываете в такой же манере общения и тех, кто вас окружает. Это значит, что сегодня вы «вчитываетесь» в настроение собеседника, а завтра кто-то тактично и внимательно выслушает вас.

 

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments