Карне — бальная записная книжка наших прабабушек
Бальная книжка — карнэ — была изящной и маленькой, умещалась на ладони. Обычно она имела серебряный, костяной или кожаный переплет с золотым тиснением, к нему подвешивали миниатюрный карандаш. Страницы были бумажные или костяные. Костяные книжки служили вечно, так как текст с них стирали резинкой или влажной тряпочкой.
Карнэ носили на цепочке веера или пристегивали крючком к лифу бального платья. Это была миниатюрная плоская коробочка, чаще всего прямоугольной формы, для хранения грифеля и пластинок из слоновой кости или перламутра.
Если приглашения на мелкие танцы делались всегда на самом балу, то на кадрили, мазурку и котильон обычно приглашали задолго. И у дам и у кавалеров были специальные записи танцев. У «имеющей успех» дамы было почти безнадежно просить какую-нибудь кадриль, а тем более мазурку или котильон, на самом балу: все было разобрано заранее.
И вот как раз в этой книжечке — карнэ — были расписаны по порядку все танцы, которые будут на грядущем балу, и кавалер, подходя к даме, просит записать его имя на тот или иной танец.
Карнэ нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья.
Назначение этих книжек — не сбор доказательств успеха светских красавиц, напротив, они предостерегали их от промаха, от путаницы партнеров. В противном случае в свете мог затеяться страшный скандал, что не только лишало даму репутации, но и из-за него могли поплатиться карьерой ее ближайшие родственники.
Дамам тяжело было удержаться от соблазна считать бальную книжечку списком своих любовных побед, ведь обычно имя кавалера, появившееся на страницах карнэ, говорило о его симпатии и интересе к ее обладательнице.