Развиваем навыки активного слушания
Умение слушать – такой же полезный для общения навык, как умение говорить. Способность слушая – слышать – имеет мало общего с формальными поддакиваниями и разнообразными «угу», которые меняют эмоциональный оттенок в зависимости от ситуации и потому годятся на все случаи жизни.
Слышать собеседника означает понимать его точку зрения, воспринимать его чувства и переживания. Умение слышать не всегда дается от природы: многие из нас гораздо больше любят говорить.
Тренировка соответствующих способностей во много раз повышает качество общения.
Бонусы активного слушания
По-научному умение слышать называется активным слушанием. Слово «активное» может ввести в заблуждение. Не разобравшись в терминологии, можно представить, что активное слушание – это постоянное задавание уточняющих вопросов, провоцирование к дискуссии, одним словом – это слушание, которое предполагает действие.
Это верно, но нужно учесть, что самым главным действием является всестороннее восприятие своего собеседника.
Активно слушая, полезно присматриваться к собеседнику, оценивая его мимику, жесты, реакции. Когда он покраснел, когда его дыхание участилось, когда он скрестил руки на груди, словно защищаясь – все эти нюансы подчас гораздо красноречивее слов.
Активное слушание– это альтернатива следующим разновидностям общения, к которым мы регулярно прибегаем, но эффективность которых вызывает сомнения:
-
Псевдослушание. Это имитация внимания к собеседнику. В этом случае есть контакт глаз, реакции, кивки и прочее. Но восприятие отсутствует. Слушающий глубоко погружен в свои собственные размышления.
-
Агрессивное слушание. Человеку хочется как можно скорее поделиться собственными соображениями, и он вставляет реплики, даже не дослушав фразу собеседника до конца.
-
Избирательное слушание. Этот вид слушания имеет место, если вы то включаетесь в разговор, то выпадаете из него: в зависимости от того, насколько вам интересна беседа в каждый конкретный момент времени. При этом общее впечатление о собеседнике не складывается.
Какими преимуществами обладает активное слушание?
-
Повышается уровень доверия к вам со стороны собеседника.
-
Вы получаете возможность понять чувства и переживания другого человека, а это существенно обогащает общение.
-
Если партнер по беседе чем-то взволнован или обижен, активное слушание с вашей стороны поможет ему «выпустить пар».
-
Вы узнаете людей глубже, понимаете их внутренний мир. Контакт на таком уровне восприятия – это более высокая ступень в личностном развитии.
Принципы и приемы
Если вы твердо решили стать активным слушателем, придерживайтесь следующих рекомендаций:
-
Постарайтесь сосредоточиться. Не отвлекайтесь во время беседы на посторонние шумы и прочие раздражители.
-
Сохраняйте зрительный контакт. Это не значит, что нужно, не мигая, смотреть на собеседника, словно стремясь заглянуть к нему в душу. Такая манера общения наверняка вызовет у второй стороны дискомфорт. Пусть ваш взгляд будет не прикованным к конкретному объекту, но движущимся и свободным. При этом собеседник должен быть в фокусе.
-
Не перебивайте собеседника. Ошибочно считать, что частые реплики с вашей стороны – это признак внимания. Вступайте в разговор тогда, когда чувствуете, что этим не «перетянете одеяло на себя».
-
Не договаривайте за собеседника. Например: «Ты знаешь, мне кажется, что мой начальник…» — «Да, он тебя совсем не ценит». Во-первых, додумывая мысль за другого человека, легко ошибиться. Во-вторых, это просто невежливо – ставить точку в предложении, автором которого вы не являетесь.
-
Сохраняйте доброжелательный настрой. Воздерживайтесь от резких оценочных суждений и замечаний по поводу сказанного.
-
Используйте прием, который называется «пересказ» (или «парафраз»). Вы повторяете мысль собеседника, чтобы понять, насколько верно вы ее растолковали. Собеседник либо подтверждает адекватность вашего впечатления, либо восполняет пробелы недостающими деталями.
-
Стройте предложения в утвердительной форме. По форме это будет утверждение, а по сути – ненавязчивый вопрос, подталкивание к тому, чтобы собеседник при желании дополнил свой рассказ новыми подробностями. Например: «У меня сегодня ужасно трудный день». – «У тебя трудный день…». – «Да, с самого утра все не заладилось».
Опыт показывает: будучи внимательным слушателем, вы воспитываете в такой же манере общения и тех, кто вас окружает. Это значит, что сегодня вы «вчитываетесь» в настроение собеседника, а завтра кто-то тактично и внимательно выслушает вас.