Тайны актрисы Третьего Рейха. Кем на самом деле была Ольга Чехова. Часть 1

Тайны актрисы Третьего Рейха. Кем на самом деле была Ольга Чехова, которой благоволил Гитлер. Часть 1?

Вокруг личности Ольги Чеховой, племянницы Ольги Книппер-Чеховой и сестры композитора Льва Книппера, на протяжении вот уже нескольких десятилетий сохраняется ореол загадочности. Она начинала свою карьеру в Художественном театре, в эмиграции стала звездой немецкого кино и даже получила звание Государственной актрисы Третьего рейха. Впоследствии Ольгу Чехову сравнивали с Матой Хари и говорили о непосредственном её отношении к советской разведке. Но кем была она на самом деле?
.
Девочка Оля, родившаяся в 1897 году в семье инженера-транспортника Константина Книппера, была щедро осыпана дарами судьбы. Она унаследовала красоту и обаяние матери, Луизы Рид, а от отца ей достались сила воли, целеустремленность и практическая жилка. К тому же ей очень повезло с родственниками: семья была богата талантами и тесно связана с искусством.
.
Сестра ее отца, Ольга Книппер, одна из первых актрис Художественного театра, была женой Антона Павловича Чехова. Через нее у семьи были тесные и обширные связи с лучшими представителями российской интеллигенции, видными актерами, писателями, критиками.
.
Книпперы, переехавшие после рождения младшего ребенка в Царское Село, принадлежали к высшим кругам: одна из бабушек была фрейлиной императрицы и подругой ее сестры, и дети иногда играли вместе с великими княжнами. В семье говорили на трех языках – русском, английском и французском, много читали.
.
Одевались и мать, и дочери в Париже, заказывая для всех троих платья одного фасона. Врожденный вкус, свойственный всем членам семьи Книппер, был особенно развит у Оли – стройной, грациозной девочки с поразительно красивым, нежным лицом и чрезвычайно обаятельной. Помимо семейных талантов и редкостной красоты, у нее был незаурядный ум и огромная энергия.
.
Она считала, что рождена для сцены, – в конце концов, она племянница и тезка своей знаменитой тети, самой Ольги Книппер-Чеховой! Родители совсем не одобряли этого стремления дочери – по их мнению, таланта актрисы у нее было немного, а бездари незачем позорить известную фамилию.
Тем не менее летом 1914 года родители Оли согласились, чтобы их дочь отправилась из Петрограда в Москву, к любимой тете Оле.
Возможно, они надеялись, что та сумеет отговорить племянницу от карьеры актрисы. А сама Оля, скорее всего, надеялась, что благословение тети откроет перед ней двери Художественного театра…
В Москве будущая актриса на правах вольнослушательницы стала посещать занятия в Первой студии Художественного театра, а параллельно училась у художника Константина Юона рисованию и лепке.
.
В нее практически сразу влюбились бывавшие в доме у Ольги Леонардовны племянники Антона Павловича, двоюродные братья Владимир и Михаил. Последний тоже был актером, играл в Художественном театре.
.
Как утверждала сама Ольга, она с детства была неравнодушна к Михаилу и глубоко страдала оттого, что он не обращает на нее внимания. «Михаил Чехов для меня красивее и пленительнее всех актеров и даже всех мужчин. Я схожу по нему с ума и рисую себе в своих ежедневных и еженощных грезах, какое это было бы счастье – всегда-всегда быть с ним вместе…» – напишет она в своих мемуарах.
.
Михаил тоже был сражен ею: редкостная красавица, окруженная поклонниками, не могла оставить равнодушным его, известного ловеласа. Вечером, после одного из спектаклей, он поцеловал ее, а Ольга не растерялась: «Теперь ты обязан на мне жениться!», заявила она.
.
И они обвенчались. Скоропалительно, тайно, дав взятку священнику одной из подмосковных церквей. Невесте было 17 лет, жениху – 23. После венчания, приехав на квартиру к Михаилу, молодые позвонили тете Ольге сообщить о случившемся и предупредить, что Оля не придет домой ночевать.
.
Та немедленно приехала и потребовала, с истерикой и обмороком, чтобы Оля тут же вернулась домой. Положение Ольги Леонардовны действительно было неловким: она взяла племянницу под опеку – и не уследила!
На следующий день в Москву приехала мать Оли, вызванная телеграммой. Девушку увезли в Петроград, где она провела два месяца под домашним арестом. Позже родители все же позволили ей вернуться к мужу – но без денег, приданого, семейных драгоценностей… Согласились с браком дочери они только через год.
.
С точки зрения Книпперов, это был явный мезальянс: Оля, дочь очень крупного чиновника, не ровня мелкому актеришке! Матери Михаила Оля тоже не понравилась — неожиданную невестку она невзлюбила с первого взгляда.
.
Между тем Михаил Чехов вскоре становится одним из ведущих актеров Художественного театра. А ведь поначалу Станиславский не хотел брать его в труппу, согласившись прослушать его только по личной просьбе Ольги Леонардовны и из уважения к памяти Антона Павловича.
.
Самой громкой ролью Михаила был Хлестаков в гоголевском «Ревизоре». А когда Художественный театр был в 1915 году на гастролях в Петрограде, Михаил Чехов уже был знаменитостью, и о силе его таланта взахлеб говорили все критики.
.
К сожалению, как это часто бывает, слава ухудшила характер Михаила, и юная жена не смогла этому помешать. После спектаклей Миша приводил в дом своих поклонниц, а его мать лишь потакала этому. К тому же он начал пить. Ситуация усугублялась тем, что страстно влюбленный в Олю второй брат, Владимир, не оставлял ее в покое даже после свадьбы.
.
Его судьба была очень трагичной. По просьбе Михаила Чехова Владимир в сентябре 1917 года был принят в сотрудники Художественного театра, а через три месяца — застрелился, похитив «браунинг» из стола Михаила. Судя по всему, Владимир страдал психическим расстройством.
.
Михаил же невероятно гордился тем, что такая красивая и обольстительная женщина, как Ольга, из огромного числа окружавших ее поклонников выбрала именно его. Он действительно любил ее, но для сохранения их брака не делал ничего – скорее даже наоборот. Его нескрываемые измены, скандалы и пьянство не прекратились даже с рождением в 1916 году дочери, названной тоже Ольгой.
.
Михаил говорил, что она – «четвертая Ольга Чехова, но первая – настоящая!» (имелось в виду, что три другие Ольги Чеховы: Ольга Леонардовна, Ольга Константиновна и Ольга Германовна, жена Михаила Павловича, – носили эту фамилию по мужу).
Когда ребенок был еще маленький, Ольга Константиновна, забрав дочь, ушла от мужа. В своих воспоминаниях Михаил описывает это так: «Помню, как, уходя, уже одетая, она, видя, как я переживаю разлуку, приласкала меня и сказала: «Какой ты некрасивый, ну, прощай. Скоро забудешь», – и, поцеловав меня по-дружески, ушла». Их брак продержался всего четыре года. И практически сразу после развода Михаил женился снова.
.
Годы жизни с Михаилом Чеховым дали Ольге очень много – не только актерские навыки и опыт, но и тесные связи с актерами Художественного театра и близкими к театру художниками и писателями. А еще громкую фамилию, которую она оставила на всю жизнь.
.
Ольга Константиновна тоже скоро вышла замуж – за Фридриха Яроши, бывшего австровенгерского военного: красивого, обаятельного авантюриста, выдававшего себя за писателя. С ним она в январе 1921 года уехала в Германию. От жизни в России ей ничего хорошего ждать не приходилось: голод, нищета, Гражданская война…
.
Родители Ольги бежали от войны в Сибирь, забрав с собой ее дочь. Сама Ольга Константиновна с передвижным театром колесила по провинции, где еще можно было хоть как-то заработать. И только благодаря хорошим отношениям ее тетки и наркома Луначарского ей в конце концов удалось получить разрешение на выезд за границу: официально «для поправки здоровья и продолжения театрального образования».
.
Но и со вторым мужем семьи не получилось — в Берлине они расстаются, и Ольга пытается устроить свою актерскую карьеру. Практически не зная языка, ради денег она играла в маленьких театриках, а потом начала сниматься в кино.
.
Ее изысканно красивое, бесстрастное лицо очень хорошо смотрелось на киноэкране. Роли были соответствующие, практически все одного плана: красивые иностранки, аристократки и авантюристки.
.
Первым фильмом, в котором Ольга Чехова обратила на себя внимание, был «Замок Фогельод». В 1923 году она снялась в экранизации «Норы» Ибсена, имевшей серьезный успех, и с тех пор ежегодно снималась в шести-семи картинах. Громкую славу ей принесла роль в фильме «Мулен-Руж», особенно тот эпизод, где полуобнаженная Чехова танцевала с удавом.

Ольга Чехова брала не столько талантом или опытом, сколько внешностью и врожденным обаянием. Школы она почти не имела – если не называть школой ее занятия с Михаилом Чеховым и эпизодические посещения студии театра.
.
Тем не менее даже столь кратковременное влияние системы Станиславского принесло свои результаты: Чехова выделялась среди немецких актрис того времени естественностью, осмысленностью игры и тем, как серьезно и ответственно она относилась к работе.
.
Она становится известна – не только как киноактриса, но и как исполнительница главных ролей в русских пьесах, переведенных на немецкий язык, которых много ставили тогда театры Берлина.
.
В Германии она довольно долго чувствовала себя чужой, говорила с сильным русским акцентом, и чтобы избавиться от него, долго занималась с педагогом по сценической речи. С приходом эры звукового кино Ольга Чехова не только не перестала сниматься, но стала даже еще более популярной. Наконец она обрела работу, имя, деньги, выписала к себе мать и сестру с семьей.
.
Съездила в Америку – ее приглашали на совместную работу Дуглас Фэрбенкс, Гарольд Ллойд и Альфред Хичкок; но, быстро поняв, что у нее гораздо больше перспектив в Германии, вернулась обратно. Больше всего она гордилась тем, что ее талант признали Михаил Чехов и Немирович-Данченко – он написал ей, что видел ее фильмы и убедился в том, что она – большая актриса.
.
Они снова встретились в июле 1928 года, когда Михаил с женой приехал в Берлин. Михаил намеревался остаться в Германии насовсем – не зная языка, не имея практически никаких знакомств. А Ольга уже была здесь известной актрисой. Она решила помочь бывшему мужу, и сначала заняла его в фильме, в котором была режиссером, а потом устроила ему роль в театре. Талант Михаила оценили и здесь, но настоящего, достойного его успеха он не получил. Из Германии Михаил уехал сначала в Латвию, затем в Великобританию, а после начала Второй мировой вместе со своей студией переехал в Соединенные Штаты. Там он много снимался, был даже номинирован на премию «Оскар». Михаил Чехов создал там свою актерскую школу – через нее прошли такие американские звезды: Грегори Пек, Юл Бриннер и Мэрилин Монро.

Отношения с Ольгой и особенно с дочерью он поддерживал до самого конца. Ей он и оставил свое ранчо в Калифорнии.
С приходом нацистов к власти Ольга Чехова становится звездой первой величины — Гитлер обожал фильмы с ее участием, благоволил ей самой. Ольга Чехова вращалась среди высшей нацистской знати. На всех правительственных приемах рядом с вождями нацизма всегда находились звезды немецкого экрана – Чехова, Пола Негри, Марика Рёкк, Цара Леандер… Чехова была дружна с Евой Браун и Магдой Геббельс, с Лени Рифеншталь и женой Геринга, актрисой Эмми Зоннеман. Да и ее положение в воюющей Германии было уникальным. Чехова владела личным автомобилем, не имея проблем с дефицитном бензином, на приемах угощала партийных деятелей деликатесами и свободно ездила за границу. Невероятно изысканная, элегантная, признанная первой красавицей Европы, Ольга Чехова стала одним из символов Третьего рейха. Ее снимки постоянно появлялись в журналах, ее портреты и статуэтки были почти в каждом немецком доме. Когда газеты опубликовали фотографию, на которой ей целует руку сам Гитлер, ее завалили письмами восторженные поклонницы: «Какое счастье узнать, что вы выходите замуж за Адольфа Гитлера!», «Наконец-то он встретил свою истинную любовь!»… И хотя слухи об их романе не имели под собой никакой основы, популярность актрисы после этого случая взлетела до неимоверных высот. Ольгу Чехову буквально завалили предложениями сниматься в кино. Ежегодно она снималась в 7-8 картинах и почти везде – в главных ролях.
В 1937 году Ольге Книппер-Чеховой после триумфальных гастролей МХАТа в Париже разрешили повидаться в Берлине с родными. Она поселилась у племянницы. Но после устроенного в честь нее приема Ольга Леонардовна срочно уехала в Москву – раньше намеченного срока. Только самой близкой подруге она рассказала, в чем дело: на приеме в квартире племянницы она встретилась с верхушкой Третьего рейха. И была очень напугана. Переписка с Ольгой была практически прекращена…

Продолжение следует…
.
Источник: В.Вульф «50 величайших женщин [Коллекционное издание]».

*

*

*

*
Click Here to Leave a Comment Below 0 comments