Судьба манекенщицы. Советские королевы подиумов. Часть 2

По теме:

«Самое красивое оружие Кремля». Почему манекенщице Регине Збарской и другим советским моделям разрешали выезд заграницу?

В советские времена словом «модель» называли прототип самолета или автомобиля, но никак не человека. А девушек на подиуме в лучшем случае именовали манекенщицами. Официальное наименование профессии и вовсе звучало как «демонстратор одежды». Но чтобы стать ведущей манекенщицей, помимо красоты и ума требовалось покровительство спецслужб.
.
Эпоху Хрущева оценивают по-разному, но то, что при нем страна сделала рывок вперед, не вызывает сомнения. К военному могуществу Союза Хрущев решил прибавить экономическую и моральную составляющую. Генсек хотел доказать всему остальному миру, что в Советском Союзе живут не запуганные репрессиями люди, а образованные и красивые граждане.
.
Мощными инструментами этой пиар-кампании стали кино и мода. И если в кино успех пришел довольно быстро — чего стоит только баллада «Летят журавли», взявшая Гран-при в Каннах, то в моде еще нужно было доказать — и французам, и итальянцам, что русские тоже не лыком шиты.
Главными творцами «модного» прорыва должны были стать конструкторы одежды (так тогда именовали модельеров) из московского Дома моделей на Кузнецком мосту. Как вспоминала художник одежды Надежда Белякова: «Задачей Дома моделей было не просто создание модных и красивых вещей.
.
Это была интеллектуально-творческая работа над созданием образа современника».
Но создать красивую одежду — еще полдела. Другая, не менее важная задача состояла в выгодном ее демонстрировании. И если в Европе или США топ-модели уже существовали с начала XX века, то в СССР об этом почти ничего не знали.
.
Советский подход к моделингу был прост и даже грубоват. Профессия демонстратора одежды, выходящего на подиум, считалась бесперспективной и особой спросом не пользовалась. Чиновники из министерства легкой промышленности считали эту работу непыльной, слишком простой и не требующей интеллекта, а потому и зарплата была минимальная — всего 70 рублей.
.

Для сравнения: уборщица в том же Доме моделей получала 65 рублей. В общем, профессия манекенщицы была не советская и не общественно значимая.

Не случайно, когда в 1972 году начинающий режиссер Никита Михалков женился на модели Татьяне Соловьевой, то говорил всем, что она по профессии переводчица.
.
В 1961 году в Париже состоялась международная торгово-промышленная выставка. Советский павильон пользовался успехом, и не только благодаря техническим новинкам и твердым сплавам. Дело в том, что у павильона гостей встречали высокие и красивые девушки Дома моделей. Французы были покорены внешним видом советских моделей: утонченные красавицы с обворожительными улыбками никак не соответствовали господствующему мифу о непривлекательной внешности славянских женщин.
.
На следующий день после открытия выставки французский еженедельник «Пари-матч» выпустил статью, главной фигурой которой был не лидер Советского Союза Никита Хрущев, а модель Дома моды Регина Збарская. В статье ее назвали «самым красивым оружием Кремля», и это было рядом с истиной.
.

Карьера Регины на подиуме получилась стремительной. Получив аттестат, девушка из Вологды отправилась покорять Москву. Выбор 17-летней Регины пал на экономический факультет ВГИКА, хотя на самом деле она мечтала сниматься в кино.
.
Но шансы поступить на актерское отделение без подготовки были практически нулевыми, а «зацепиться» в столице провинциалке очень хотелось. Зато на экономический факультет хорошистка, спортсменка и умница Регина попала без особого труда.
.
Именно в студенческие годы Регина поняла, что молодость и  внешние данные — это билет в блестящее будущее. Девушка была частой гостьей богемных вечеринок, где собирались режиссеры, артисты и дипломаты. При этом Регина была не просто очередной красивой девочкой — она умела поддержать беседу, владела двумя языками, обладала хорошими манерами.
.
После окончания вуза Регина Колесникова (Збарской она станет после замужества) штурмовала съемочные павильоны «Мосфильма», но режиссеры не спешили делать заманчивые предложения.
.
Регина не сдавалась и однажды на одной из вечеринок ее «европейскую внешность» заметила художница и модельер Вера Аралова. Она и пригласила девушку на работу в Общесоюзный Дом Моделей на Кузнецком мосту.
Конечно, это было не то, о чем мечтала девушка, но в качестве приработка занятие ее устроило.
.
Как выяснилось позже, именно подиум сделал из простой девушки настоящую знаменитость в мире моды. А ее звездный час пробил в 1961 году в Париже во время показа советских манекенщиц. Показ моделей Веры Араловой произвел тогда эффект разорвавшейся бомбы. Итальянский режиссер Федерико Феллини назвал Регину Збарскую советской Софи Лорен.
.
Ее красотой восторгались Пьер Карден, Ив Монтан, Фидель Кастро. Получив негласный титул «советская модель №1», Збарская стала выезжать на показы во многие уголки мира. Хотя получить признание и на Западе, и в советских инстанциях одновременно было совсем непросто. Да и в Доме моделей у Збарской были не менее красивые конкурентки, но они не всегда получали добро на выезд за границу.
.
Однако Збарской сразу дали понять: если хочешь беспрепятственно выезжать за границу — придется «потрудиться» на благо Родины. Во время зарубежных визитов манекенщицы активно общались с очень известными политиками, людьми искусства, бизнесменами и представителями элит.
.
Большинство из них были падки на привлекательных собеседниц и под их влиянием могли положительно влиять на имидж Советского Союза на Западе. Но это всего лишь догадки. О том, какую информацию добывала и распространяла королева советского подиума, доподлинно до сих пор не известно.
.
Зато известно, что она была единственной моделью, которой вопреки существующим жестким инструкциям разрешалось отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок. Ее коллегам подобные «вольности» даже не снились.
.
При этом других моделей перед выездом ждало несколько эмиссий, где проверяли их благонадежность. С кандидатками сначала работала заместитель директора Дома моды — майор КГБ Елена Воробей. «Если с вами знакомится иностранец, поддержите беседу, узнайте его сферу деятельности и не будьте категоричны в отказе», — вспоминала одна из моделей ее наставления.
.
Знакомства, которые могли завязать советские манекенщицы зарубежом, становились предметом анализа КГБ. Ошибочно думать, что спецслужбы интересовали только военные секреты Запада, экономические интересы тоже учитывались. А ведь в советских моделей иногда влюблялись и крупные дельцы. 

Так, в США манекенщицей Мариной Иевлевой увлекся племянник Рокфеллера. Ради нее он дважды прилетал в Москву, чтобы сделать ей предложение. Визит не прошел мимо внимания КГБ. Иевлеву вызвали и намекнули: «Сбежишь на Запад — твоих родителей ждет тюрьма». Выражение «был бы человек, а дело найдется» тогда еще не выветрилось из памяти граждан, и Иевлева это понимала. И хотя ее роман с Рокфеллером так и закончился ничем, перед этим она написала не одну докладную.
.

Несмотря на то, что в 1960-х и 1970-х годах имели место побеги артистов балета во время зарубежных гастролей, из манекенщиц никто не бежал. Хотя западные модельные агентства сулили им золотые горы.
.
Вокруг Дома моды на Кузнецком мосту ходило очень много слухов. Его работниц часто сравнивали с женщинами легкого поведения, ведь они слишком выделялись на фоне серой, безликой массы советских людей. По этой причине многие сознательно скрывали профессию. Однако Регина Збарская к их числу не относилась и знала себе цену.
.
Она, как и любая другая девушка, хотела удачно выйти замуж. Конечно, с ее данными найти идеальную пару не составляло особого труда, и в 1960 году в жизни королевы подиума появился художник Лев Збарский. Именно под его фамилией Регину узнали во всем мире.
В 1967 Регине предстояло сделать очень важный выбор в своей жизни. В 32 года она забеременела.
.
Это известие застало ее врасплох: у Збарской была запланирована длительная поездка в Монреаль.
.
Между ребенком и карьерой, к сожалению, она выбрала последнее. Что подтолкнуло ее к этому — сказать сложно. Сама она говорила, что Лев не хотел детей, а потом и вовсе ушел от жены.
.
После разрыва с мужем королева подиума ушла из Дома моделей и больше на подиум не выходила. Она очень тяжело переживала отъезд бывшего мужа заграницу и известие о его свадьбе, даже пыталась покончить с собой и два раза попадала в психиатрическую клинику.
.
В 1982 году Вячеслав Зайцев хотел предложить Регине работать в его Доме моды на Проспекте мира. Но она отказалась. Глядя на свои снимки для журнала и свежие, юные лица новых манекенщиц, Регина поняла, что ее время безвозвратно ушло. 
Ее не стало в ноябре 1987 года. Находясь очередной раз в больнице, женщина выпила горсть таблеток и заснула навсегда. О ее смерти сообщила радиостанция «Голос Америки», но в СССР уход одной из самых известных манекенщиц 60-х остался незамеченным.
.
Источник: https://zagadki-istorii.ru/moda-pod-kolpakom-kgb/
Click Here to Leave a Comment Below 0 comments