Зелень — убийца. Как мода на зеленый цвет убивала людей в викторианскую эпоху

3 апреля 1862 года доктора Томаса Ортона вызвали в Лаймхаус, многоквартирный жилой дом в лондонском Ист-Энде. Родители 3-летней Энн Амелии Тёрнер были в отчаянии. Каменщик Ричард Тёрнер и его жена незадолго до этого потеряли от таинственной болезни, предположительно дифтерии, троих детей и сейчас боялись, что Энн тоже умрет. Когда у девочки появились симптомы дифтерии, родители решили обратиться к одному из лучших врачей в викторианском Лондоне.

К тому времени в Англии давно уже наблюдалась эпидемия, в результате которой умирали и взрослые, и дети. У всех обнаруживалось схожее течение болезни: боли в животе и в горле, слабость, удушье. Симптомы очень напоминали дифтерию, и больных с каждым днём становилось всё больше.

Маленькая Энн не могла глотать и страдала от сильных болей. Ее родители рассказали, что никто из многочисленных соседей не заразился от маленьких Тёрнеров, и все попытки лечить старших детей традиционными лекарствами от дифтерии не дали никакого результата.

Но доктор Ортон предположил, что у Энн совсем другая болезнь. Сначала он как мог попытался облегчить страдания девочки, а затем внимательно изучил условия жизни Тёрнеров. Их квартира находилась в отличном состоянии: хорошие условия, сухое и проветриваемое помещение. Ортон проверил канализацию и воду — не было ничего, что могло бы вызвать проблемы со здоровьем. Однако врач обратил внимание на зеленые обои в спальне родителей Энн. И привлекли его внимание они не случайно. Британские врачи уже не первый год обсуждали версию, согласно которой зеленые обои могут… убивать.

Через месяц Энн Амелия Тёрнер все-таки умерла. Проводивший вскрытие патологоанатом пришел к выводу, что девочка отравилась мышьяком. А позже он объяснил: для того, чтобы отравиться, не нужно даже спать в комнате с опасными обоями, достаточно находиться там по несколько часов в день. В практике патологоанатома уже был случай, когда двое детей отравились мышьяком, играя в отцовском кабинете, стены которого были оклеены зелеными обоями.

Рассказал об известных ему случаях и Томас Ортон. Четверо детей из одной семьи с похожими симптомами поправились после того, как их отправили за город, но после возвращения домой они вновь заболели. Окончательное выздоровление наступило лишь после того, как по совету врача в доме заменили обои. А однажды во время уборки соседка доктора Ортона слегка провела щеткой по зеленым обоям. Через час у нее начало резать глаза и заболела голова, а вокруг носа и губ появилась сыпь.

Что касается семьи Тёрнеров, то позже выяснилось, что раньше все их дети были здоровыми. Проблемы начались после Рождества, когда родители решили поменять в своей комнате обои. После того, как в квартире появились зеленые стены, в течение трех месяцев дети один за другим умерли. О гибели детей Тёрнеров, и особенно Энн Амелии, написали чуть ли не все газеты королевства.

Зелёные обои стали популярны среди англичан благодаря главной законодательнице мод — королеве Виктории, которая носила зелёные наряды и по ее желанию стены некоторых комнат в Букингемском дворце были оклеены обоями красивого зелёного оттенка. Вслед за ней дамы и джентльмены из высшего общества переняли моду на всё зелёное. Элисон Мэттью Дэвид писал в своей книге «Жертвы моды», что из британских городов в XIX веке ушла живая природа — ее заменила искусственная зелень. И действительно, женщины восхищались зелёными платьями и перчатками, которые переливались при свете газовых ламп, носили искусственные зелёные украшения на голове. Следившие за модой мужчины выбирали зелёные жилеты и галстуки. Ну и, конечно же, обои, мебель, посуду… Ярко-зеленый цвет стал непременным атрибутом в особняках викторианской Британии. Дело доходило до того, что зеленые обои разных оттенков нередко соседствовали в одной комнате и даже на одной стене. Если в 1833 году в королевстве было выпущено 1 млн 222 тысячи рулонов обоев, то уже через 40 лет их производство выросло в 26 раз, до — 32 млн рулонов.

«Огромных масштабов медленное отравление происходит сейчас в Великобритании»,— написал в 1857 году врач из Бирмингема Уильям Хайндс.

О масштабах этого отравления можно судить по книге Люсинды Хоуксли «Укушенные ведьмовской лихорадкой: обои и мышьяк в домах XIX века». В своей книге Хоуксли представила фотографии 275 видов зеленых обоев викторианских времен, содержавших мышьяк.

Название для книги Хоуксли позаимствовала у Уильяма Морриса, самого известного в Британии дизайнера и производителя обоев XIX века. Компания Morris & Co перестала выпускать обои с мышьяком лишь в конце 1880-х годов, но Моррис до последнего был уверен, что во всем виноваты не обои, а доктора, которые не смогли вылечить больных и в оправдание придумали страшилку о зеленых обоях. А в качестве довода он всегда приводил в пример себя.

Моррис много лет работал с мышьяком и жил в комнате с зелеными обоями, но ни он, ни его родные не отравились. Тогда медицина еще не знала, что организмы людей по-разному реагируют на мышьяк. Взрослые в отличие от детей и стариков могли и не заболеть.

В 1775 году шведский химик Карл Вильгельм Шееле изготовил яркую и стойкую зеленую краску, смешав полученную им мышьяковую кислоту с медным купоросом. А спустя четыре десятилетия его соотечественник Вильгельм Саттлер усовершенствовал «зелень Шееле» и получил более стойкий ярко-зеленый цвет. За этот цвет, как у одного из драгоценных камней, его часто называют «изумрудной зеленью». Оттенки этого цвета в красках и лаках зависели от размера крупинок: чем они крупнее, тем темнее зеленый цвет краски. Краски на основе этого пигмента почти не бледнели со временем, однако на здоровье людей сказывались не самым лучшим образом.

Особой популярностью краски на основе «изумрудной зелени» пользовались у художников того времени. Они помогали им создавать полотна изумительно ярких оттенков, которые вместе с содержащимся в них мышьяком сейчас висят в сотнях музеев по всему миру.

Конечно, о смертельно опасных свойствах мышьяка было известно, но считалось, что отравиться им можно только при непосредственном контакте, например если попробовать на вкус или проглотить. И если во Франции, Пруссии, Баварии, Швеции и России использовать мышьяк в красках запретили в 1860–70-х годах, то в Британии — гораздо позже.

Британские компании не хотели терять деньги и настойчиво штамповали изумрудно-зеленые обои. Перемены наступили лишь после настойчивых требований общественности. Сказала свое веское слово и королева Виктория.

После того, как с симптомами отравления мышьяком слег один из зарубежных гостей, который спал в комнате с зелеными обоями, она приказала убрать их со стен Букингемского дворца.

По одной из версий, мышьяк убил и Оскара Уайльда. Говорят, за несколько дней до смерти он якобы воскликнул: «У нас с обоями схватка не на жизнь, а на смерть. Кто-то из нас погибнет».

В немалой степени угасанию моды на «мышьячную» зелень способствовала и паника 1880 года, когда стало известно, что мышьяк присутствует даже в красках для почтовых марок, которые при наклеивании смачивали слюной. Окончательный удар по ядовитым обоям нанесли законы о фабриках и мастерских 1895 года.

К началу ХХ века доля отравлений мышьяком в Соединенном Королевстве снизилась до 1% от всех отравлений. Мода на изумрудную зелень прошла, и британцы наконец потеряли интерес к зеленым обоям.

Немалую роль в борьбе с ядовитыми обоями сыграли и книги. Так, книга «Тени стен Смерти» Роберта Кларка Кедзи, изданная в 1874 году, больше похожа на альбом произведений живописи. Во-первых, своими солидными размерами, а во-вторых, тем, что в этой книге собраны образцы почти сотни видов зеленых обоев, выпускавшихся в Америке во второй половине ХIХ века (86 страниц книги Кедзи занимали образцы ядовитых обоев). И наконец, эта книга очень опасна, потому что чтение ее может привести к смерти.

Роберт Кедзи был хирургом. После Гражданской войны он преподавал химию в Мичиганском сельскохозяйственном колледже и работал в департаменте здравоохранения Мичигана. На этом посту он и повел бескомпромиссную борьбу с применением в обоях мышьяка, которая принесла ему известность. Кедзи доказывал, что зеленые обои выделяют микроскопическую пыль, которая с воздухом попадает в легкие человека. В предисловии к своей книге он предупреждает о ее опасности и дает совет библиотекарям не выдавать ее детям.

Книга Кедзи была разослана в библиотеки по всей Америке, но большинство библиотек «Тени» уничтожили, чтобы не подвергать жизни читателей опасности. Сейчас осталось лишь четыре экземпляра: два в Мичигане, третий — в библиотеке медицинского факультета Гарвардского университета и четвертый — в Национальной медицинской библиотеке США.

К примеру, один из экземпляров книги, хранящийся в Мичиганском колледже, помещен в специальный футляр. Каждая страница книги заделана в пластик, чтобы с ней можно было работать без опасности для здоровья. До 1998 года, когда «Тени стен Смерти» защитили пластиком, для чтения книги требовались специальные перчатки. Кроме того, книгу выдавали на короткое время, а читателей строго предупреждали: ни в коем случае не слюнявить пальцы во время чтения!

С этой книгой можно ознакомиться и в интернете — она полностью оцифрована. Кстати, оцифровка оказалась нелегкой задачей, потому что работать приходилось в защитном снаряжении в лаборатории в специальном шкафу с вытяжкой.

Роберт Кларк Кедзи издал «Тени стен Смерти» без малого полтора века назад. За это время краски несколько потускнели, но книга все равно производит впечатление своей сочной зеленью и напоминает известную мысль, что самая красивая вещь может быть и самой опасной.

Источник: https://yandex.ru/turbo/kommersant.ru/s/doc/3696067

 

*

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments